Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Реклама

История создания

Научно-методический центр «Инженерное образование» был создан Приказом ректора МГТУ им. Н.Э.Баумана № 1-03/154 от 08.05.92
Основная цель создания - организационно-методическое обеспечение деятельности Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области машиностроения и приборостроения и Ассоциации технических университетов, а также реализацию научной программы «Университеты России» ( направление «Технические университеты») и межвузовской научно-технической программы «Учебная техника».
Еще ранее в 1989 г. в МВТУ им. Н.Э.Баумана был организован отдел УМО вузов.
Через Центр осуществлялось взаимодействие МГТУ:
  • с Комитетом по высшей школе;
  • с дирекцией Международной неправительственной корпорации выпускников советских учебных заведений («Инкорвуз») и с ее комиссией по эквивалентности учебных курсов, документов об образовании, учетных степеней и званий;
  • с Координационным советом Международной ассоциация «Открытое образовательное пространство»;
  • с советом директоров Международной корпорации «Университетские сети знаний»;
  • с правлением Союза научных и инженерных обществ (организаций);
  • с советом межвузовской научно-технической программы «Учебная техника» и его головной организацией РНПО «Росучприбор»;
  • с Президиумом Координационного совета УМО и НМС;
  • с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов;
  • с ассоциациями, вузами России и стран СНГ.
В работе НМЦ «Инженерное образование» с первых дней создания принимали участие ведущие преподаватели и методисты МГТУ им. Н.Э.Баумана и других вузов и организаций. Центр участвовал в подготовке ряда важных крупных совещаний, конференций, пленумов УМО и советов Ассоциации технических университетов, в подготовке документов на присвоении вузам статуса технического университета. Первым директором НМЦ «Инженерное образование» был назначен проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Валерий Кононович Балтян.

Для повышения эффективности организационной, хозяйственной и финансовой деятельности УМО вузов по образованию в области машиностроения и приборостроения на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана в соответствии с уставом университета и приказом ректора № 1-03/182 от 20.06.97 Научно-методический центр «Инженерное образование» был преобразован в структурное подразделение с правомочиями юридического лица. Было разработано положение о Центре, все необходимые для деятельности документы. Центр открыл счета в банке и получил печать. Директором НМЦ приказом ректора был назначен проректор по учебно-методической работе Коршунов Сергей Валерьевич. 

В структуре Центра первоначально были сформированы два отдела: отдел для обеспечения деятельности УМО (нач. отдела — Владимир Владимирович Ульянов, с 2003 г. — Людмила Викторовна Летнякова) и отдел выполнения научно-учебно-методических программ (нач. отдела — Евгений Павлович Илясов). Это позволило обеспечить огромную работу по экспертизе при лицензировании новых специальностей в вузах страны (а в России закрепленными за УМО специальностями обладали более 200 вузов), по экспертизе учебников и учебных пособий на присвоение грифов УМО и Министерства образования, по выполнению важнейших научно-методических программ, в формировании которых принимало дея¬тельное участие УМО.
В структуре НМЦ «Инженерное образование» была создана научно-исследовательская лаборатория проблем теории высшего технического образования МГТУ им. Н.Э.Баумана (приказ ректора № 1-03/290 от 12.10.98; зав. лабораторией-профессор С.П.Крко-вич), основными задачами которой являются:
  • исследование проблем содержания и организации инженерного образования;
  • подготовка аспирантов и соискателей по специальностям групп 13.00.00, 19.00.00 и 22.00.00 номенклатуры специальностей научных работников;
  • содействие выработке и обоснованию предложений по раци¬ональному управлению высшим образованием и вузами инженерно-технического профиля, становлению технических университетов как ведущих учебно-научных центров.
Позже, в 1999 г., в составе НМЦ «Инженерное образование» была создана лаборатория технических средств дистанционного обучения (зав. лабораторией— доцент С. Д. Карпухин), которая стала прообразом создания в будущем отдела дистанционного обучения (ДО).

Одна из важнейших задач в деятельности УМО — участие в конкурсах и выполнение научно-методических проектов федеральных и межвузовских программ. Это позволяет поддерживать в хорошем научном тонусе преподавателей, участвовать в государственно-значимых научно-методических исследованиях, влиять на принятие решений по развитию системы профессионального образования, привлекать в УМО молодежь и получать дополнительное финансирование для расширения деятельности УМО и развития университета. Для расширения научно-методических исследовании и организации информационно-технического обеспечения работы УМО НМЦ «Инженерное образование» в 2001-2004 гг. получил дальнейшее развитие и приобрел структуру, показанную на рис. 8. С 1999 г отдел учебно-научно-методических программ и бухгалтерию НМЦ возглавляла Н.В. Винокурова, которая стала затем заместителем директора и внесла большой вклад в успешное и четкое с экономической точки зрения выполнение многочисленных проектов и хозяйственных договоров, особенно при переходе Центра на финансовое обслуживание в Управление федерального казначейства. В 2003 г. Е. В. Винокурова была назначена первым заместителем заместителем по экономике Центра. В том же году в связи с дальнейшим расширением объема работ также были введены две новые должности заместителей директора НМЦ, их заняли: заведующий научно-исследовательской лабораторией проблем высшего технического образования России С. П. Еркович - заместитель директора по учебно-методической работе и начальник учебно-методического отдела дистанционного обучения А. Б. Плосковитов - заместитель директора по информатизации (с 2004 г. начальником этого отдела работает С. Б. Талдыкин).

Коллективом НМЦ проделана большая работа, которая со временем вышла за рамки только научно-методической сферы, так как, выполняя поручения ректора, Центр участвовал в разработке и использовании технологий дистанционного обучения по инженерным дисциплинам. Для этого в составе учебно-методического отдела ДО были созданы следующие лаборатории:
  • лаборатория сопровождения портала (2001 г., начальник лаборатории - С. Б. Талдыкин);
  • лаборатория программно-технического обеспечения удаленного практикума (2000 г., начальник лаборатории - доцент А. М. Зимин);
  • лаборатория инструментальных средств учебно-методических материалов (2001 г. начальник лаборатории - А. В.Лапин);
  • технической базы институтов РАН при подготовке кадров в вузах России, за расширение международных научных связей на всех уровнях

Для координации выполнения этих работ на базе НМЦ «Инженерное образование» была создана координационная дирекция (приказ ректора № 1-03/380 от 12.07.02) под руководством исполнительного директора Д. Г. Семиразумова, который вместе с Л. Н. Клочковой внес большой вклад в успешную реализацию проектов программы «Интеграция» в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Надо сказать слова большой благодарности в адрес Центра «Интеграция» и Исполнительной дирекции этой программы под руководством академика РАН В.П. Шорина и его заместителя Т. В. Марининой. За восемь лет реализации программы они проделали масштабную работу, обеспечивая заключение и финансирование контрактов, отчетность и экспертизу по большому количеству проектов, проводя научные конференции, занимаясь разработкой нормативных документов, направленных на создание интеграционных структур между университетами и академическими институтами. Одной из самых удачных научных конференций была Годичная сессия головного исполнителя (МГТУ им. Н.Э.Баумана) проектов ФЦП «Интеграция» 19 марта 1999 г., посвященная 275-летию Российской академии наук. Функции координатора проектов от университета в соответствии с распоряжением ректора выполнял проректор по учебно-методической работе С. В. Коршунов.